Научись быть здоровым

Системы оздоровления

  • Лучшие книги о здоровье

  • Календарь обновлений

    Июнь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Июнь    
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930  
  • Проверить тИЦ и PR

Как я учился. Заметки об Учителе.

Автор Михаил Широковских Опубликовано: Февраль - 17 - 2012

 

Полезная косметика для красоты и здоровья. Сделай себе подарок!

Скоро праздник - защити свою печень!

Укрепление сосудов - это просто!

 

Статья участвует в конкурсе «Жизнь, отданная людям», посвященном памяти Галины Сергеевны Шаталовой.

Автор статьи Константин Порожский, председатель Совета Региональной общественной организации «Клуб здоровья «Вита».

 

«Жизнь есть любовь. Пока ты в это веришь,

Пока ты знаешь это, смерти нет»

(Валентин Сидоров, «Ключ»)

 

Как я учился.

 Заметки об Учителе.

Вместо предисловия

 

Когда говорят об учебе, обычно стараются дать ответы на следующие вопросы: Чему учиться? Как учиться? Кто учитель?

Так вот моя практика позволила мне дать следующие ответы на эти вопросы: я учился ЖИТЬ, ТВОРЧЕСКИ ОСВАИВАЯ СИСТЕМУ ЕСТЕСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ, под руководством ее автора Г. С. ШАТАЛОВОЙ.

О Системе Естественного Оздоровления Г.С. Шаталовой (в дальнейшем по тексту СЕО) написано достаточно много книг, а вот о ее авторе намного меньше. Для меня Галина Сергеевна стала настоящим Учителем, даже больше, чем учителем.

Дело в том, что основные принципы системы изложены во многих источниках, с ней перекликаются методы многих оздоровительных школ. Заслуга Галины Сергеевны не только в том, что она сумела, благодаря длительной, кропотливой, разносторонней научно-практической работе, создать стройную исключительно эффективную систему, она разработала сам метод ее освоения. В этом методе и заключается в первую очередь секрет эффективности её воздействия на человека. Именно этот метод освоения системы, который я назвал одним словом взаимообучение, делает систему не рецептом, таблеткой, методом оздоровления, а образом жизни человека.

1.     Встреча (или как узнать друг друга?)

 

У меня есть друзья, которые прямо заявляют, как бы завидуя мне, что мне повезло, т. к. я работал под руководством Учителя. По их мнению, именно Учитель помогает, и в первую очередь тем, что направляет в нужное русло деятельность Ученика, на нем лежит ответственность за выбор направления развития ученика, его ошибки на выбранном пути. Как в науке (или в детском саду) РУКОВОДИТЕЛЬ, то есть тот, кто ведет за руку. Или как в песне В.Высоцкого: « Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит…». У такого учителя есть программа, методика, план, экзамены, аттестации и т.д. Он знает что, и как делать. И он, в результате, имеет соответствующих учеников.

Естественно многие ищут настоящего Учителя. Я же Учителя не искал, я просто его узнал, а он, как потом выяснилось, узнал меня.

Как-то в середине декабря 1988 года мне позвонил мой руководитель по группе Йоги В.Ю. Свендровский и попросил помочь в организации лекции Г.С. Шаталовой для слушателей  Свердловска. Я конечно спросил: «А чем она занимается?». Он напомнил мне о её статьях, которые я, как выяснилось, читал. Речь в них шла об экспериментах Галины Сергеевны со сверхмарафонцами. Я ответил, что информация интересная, но мне она показалась невероятной. Короче, я в такие чудеса тогда не поверил. Но лекцию организовать согласился.

Встретились мы в фойе актового зала Горного института. Мне протянула руку невысокая женщина с красивыми волосами, удивительно спокойная и внимательная, но вместе с тем подвижная. Рука ее оказалась сухой и горячей. Она на секунду задержала мою руку и внимательно взглянула в глаза. Я помню, как поразила меня глубина ее взгляда и удивительное ощущение сердечной теплоты. Как ни странно полностью исчезло чувство скованности, суеты, неловкости.

А потом состоялась та удивительная лекция, которая сразу круто изменила мое отношение к себе, миру, людям. Это был впечатляющий рассказ о совершенно новом отношении к жизни, о невероятных возможностях, которые скрыты в каждом из нас. Но больше всего меня поразила сама Галина Сергеевна. Она продемонстрировала не только прекрасные ораторские способности (следует отметить, что в зале, где присутствовало около 600 человек, не было микрофона) и феноменальные знания, она показала пример умения зажечь сердца людей. Она сумела открыть многим глаза, чтобы по-новому взглянуть  на мир.

В конце лекции, которая продолжалась более 3 часов, возникла идея организовать клуб, чтобы затем провести школу-семинар. Несколько человек предложили свои кандидатуры в качестве организаторов инициативной группы, но Галина Сергеевна по разным причинам их отклонила. После лекции она подошла ко мне, взяла под руку и сказала: «Вы будете руководителем клуба». Я  сказал, что очень мало знаю этой области. Она ответила, что это не главное, и добавила, что этот клуб не должен быть спортивной секцией, он должен быть местом встречи творческих личностей с разносторонними интересами, где должно найтись место музыке, живописи, живому человеческому общению. Я ответил, что это мне достаточно близко и понятно и поэтому согласился. А еще я согласился потому, что очень захотел стать участником первой уральской школы здоровья. Именно рассказ об этих школах Шаталовой и показался мне наиболее интересным в лекции. Теперь я считаю 18 декабря 1988 года днем начала моего пути к новому. Он стал впоследствии и днем рождения нашего клуба, который мы назвали «ВИТА» (Жизнь).

Мысли по поводу этого события. Чему меня научила эта первая лекция?

Чтобы узнать Учителя нужно всей душой понять, то есть услышать, увидеть, почувствовать направленность его жизненных интересов, ощутить их общность. Говорят, что единомышленники это не те, кто одинаково мыслят, а те, кто думают об одном. Учитель-единомышленник отличается от ученика тем, что он не только думает и делает, но и уже сделал то, что для ученика является только мечтой.

Сказал поэт:

«Взобраться на высокую вершину, не так-то просто.

Далеко не каждый готов поверить, что вершина есть».

 

 Учитель при первой встрече должен показать ученику, что эта вершина есть. А для этого он должен быть на вершине своего творческого взлета, иначе говоря, он сам должен быть этой вершиной.

 

2. Взять или отдать?

 

Первое желание, которое возникло у меня после той лекции Галины Сергеевны это начать действовать. И я начал действовать.

С моими друзьями, которые помогли мне организовать лекцию я начал формировать группу желающих изучать систему, т. е.  перенимать опыт Учителя. Мы нашли литературу, в которой были описаны опыты Галины Сергеевны, и, каждый по-своему, начали экспериментировать.

После трехнедельного опыта я резко похудел, друзья, заметив это, начали спрашивать меня, в чем причина таких изменений, некоторые советовали обратиться к врачу. Нашлись и такие товарищи, которые встречались раньше с Г.С. Шаталовой, якобы участвовали в ее экспериментах. Они отрицательно отзывались об этой системе, говорили, например, что её последовательница А. Харитонова на самом деле ничего особенного не достигла. Все это не помешало мне продолжать занятия. Более того, когда я приехал в отпуск к отцу, он спросил меня: «Не собрался ли ты умирать?». Я ответил, что вовсе нет. Тогда отец предложил мне для проверки состояния здоровья расколоть машину дров. Я согласился и к концу следующего дня выполнил эту работу. После этого он сказал мне: «Живи, как знаешь», то есть фактически одобрил меня.

Этот эксперимент, в котором  кроме меня участвовали многие будущие участники школы здоровья, продолжался около 9 месяцев.

Оргкомитет определил время и место будущей школы, провел отбор кандидатов на участие в школе и организовал группы, в которых были изучены немногочисленные литературные источники. Ранней весной выезжали на озеро, где купались, готовили вегетарианскую пищу, делились опытом. (Одним из условий участия в будущей школе был самостоятельный переход на новый образ жизни). По рекомендации Галины Сергеевны многие постепенно перешли на вегетарианское питание, активно занимались гимнастикой, бегом, закаливанием.

По условию на первую Уральскую школу здоровья должны были поехать только подготовленные люди. Для  этого наши представители побывали на школе Г.С. Шаталовой в Куйбышеве, в том числе и я съездил туда на один день. Но даже этот день дал нам очень много для организации будущей школы, а мне  помог исправить некоторые ошибки начального этапа.

Главным итогом нашей работы и событием первого года работы клуба была первая уральская школа, которая состоялась в сентябре1989 г. на турбазе “Солнечный камень” (п. Верхняя Сысерть). В работе школы принимали участие около 100 человек, среди которых были представители Свердловска, Ревды, Тагила, Челябинска, Миасса, Тюмени, Москвы, Нижневартовска.

Галина Сергеевна приехала на школу после успешного похода по пескам Каракумов. Встретили мы ее по-уральски: в Бажовской комнате базы, где были и Хозяйка Медной горы, и Данила-Мастер, и каравай хлеба с солью, и романс  «Я встретил  Вас» в исполнении В.Ю. Свендровского . Вместе с Галиной Сергеевной приехали тренер по гимнастике Надежда Васильевна Киселева и корреспондент московского телевидения Л.М. Диденко.

С первых дней началась большая совместная работа:

определена программа и методы работы в школе,

проведены лекции и беседы о питании,

организованы практические занятия по гимнастике, бегу, закаливанию, приготовлению пищи,

работала пресс-группа (газета, видеосъемки, аудиозапись).

По сути дела, тогда был заложен фундамент будущего клуба, установлены основные принципы сотрудничества. Галина Сергеевна изложила их уже в первой беседе, и они остаются для меня актуальными и по сей день. Главным из них, на наш взгляд, является осознание личной ответственности каждого за состояние своего здоровья, здоровья окружающей среды и всего живого на Земле. Основой этой ответственности должны стать знания.

В школе были созданы все условия для получения этих знаний:

содержательные лекции и беседы, ответы на “три вопроса” после обеда и ужина;

разнообразные практические занятия;

сам образ жизни (личный опыт), в основе которого лежат принципы: максимум движения при минимальном объеме целебного питания и интенсивных закаливающих процедурах (“голод”, холод и движение).

В этой школе я получил чрезвычайно богатую информацию, очень многому научился, но наиболее памятными для меня были два события. Первое из них касалось именно методики обучения.

Важным элементом занятий в школе был релаксационный бег. Его принципы весьма существенно отличаются от спортивного бега. Мне естественно, в силу того, что я в то время занимался в клубе любителей бега, хотелось его освоить. В первый общий забег, который вела Галина Сергеевна, отправились сразу все 100 участников школы. Я бежал в середине группы и практически ничего за время бега не услышал. Утром следующего дня Галина Сергеевна выбрала из всей школы 9 человек,  в том числе и меня. Я тогда решил, что наконец-то начнут учить как положено: в малых группах, индивидуально. Но дело пошло совсем по-другому. Галина Сергеевна  разбила оставшихся участников школы на 9 групп и каждому из первой группы поручила вести свою группу, а сама ушла. Досталась группа и мне.

Я не помню все детали этого урока, но отчетливо помню, что я попросил помощи у группы. Я сказал, что в предыдущий день я мало, что услышал и предложил вместе вспомнить все, что говорила Галина Сергеевна во время бега. Успех был полный, так как эта практика позволила мне и группе глубже понять не только  основные принципы бега, но и впоследствии освоить новую для меня методику обучения. Теперь я часто пользуюсь этим методом, работая со студентами.

Второе наблюдение касается объема знаний. Некоторые участники школы сетовали на то, что слишком мало было дано новых упражнений, практически отсутствовала стройная программа их освоения. Каждый стремился взять как можно больше информации, надеясь дома ее переварить, применить в жизни. Галина Сергеевна как-то на одной лекции сказала, что не советует нам записывать лекцию. Она рекомендовала просто слушать, стараясь понять суть, ухватить то, что понятно, а затем сделать это программой  своих практических действий.

В конце школы Галина Сергеевна предложила нам по желанию написать ей письма, в которых просила отразить свои впечатления. Так вот я написал в числе негативных впечатлений то, что я стал излагать свои мысли языком Галины Сергеевны.

 

Чему научили меня опыты этой первой школы? Какие выводы по ее работе и опыту последующей деятельности я сделал?

Каждый из нас, начиная какое-либо новое дело, обычно изучает опыт предшественников. Считается, что чем более полон этот опыт, тем более легким будет решение проблемы для последователей. То есть надо этот опыт ВЗЯТЬ, изучить (перенять) его, несколько преобразовать под себя и опробовать. Да, действительно на первых порах это так. А дальше? Как продвинуться дальше, как эффективно развиваться?

Дальше, глубже все идет значительно сложнее. Оказывается дальнейшее развитие возможно только при САМООТДАЧЕ. В данном случае это не жертвенность, а обмен опытом. Причем этот обмен опытом, лучше всего происходит во время совместного творческого труда при решении конкретной практической задачи. Этот обмен должен происходить сразу в нескольких направлениях.

Во-первых с теми, кто вместе с тобой идет по этому пути;

Во-вторых с теми, кто только готовиться его начать;

И самое главное с тем, кто продвинулся в познании дальше, имеет больший опыт, со своим Учителем.

Вывод. Чтобы получить, нужно научиться отдавать. Но что отдавать? – частицу своего опыта, тогда в ответ получишь от людей их опыт, который поможет сформировать всесторонний взгляд  на явление.

 

«Учась у всех УЧИТЕЛЬ вырастает…»

 

3. Секреты мастерства

 

Дальнейшие ступени моей учебы заключались в основном в познании секретов мастерства Учителя на основе опыта совместной работы в 7 школах здоровья и изучения практики  более 80 самостоятельных школ, организованных совместно с друзьями из клуба «ВИТА».

 

3.1.          Личный пример

 

Как первая лекция, так и все последующие встречи с Галиной Сергеевной проходили под впечатляющим эффектом воздействие силы примера человека, сумевшего практикой всей своей жизни доказать эффективность разработанной им системы.

Этот пример был нам показан во всем:

-                                не по годам стройная, энергичная, красивая женщина, в прекрасной физической форме (делает шпагат, легко движется, имеет стройную осанку);

-                                высокая работоспособность, выносливость;

-                                острый ум, великолепная память, эрудиция, остроумие;

-                                артистичность, великолепная дикция;

-                                сердечность, открытость в общении с людьми;

-                                постоянное самосовершенствование;

-                                неожиданность, непредсказуемость, постоянный творческий поиск и оптимизм;

-                                терпение и терпимость;

-                                умение слушать и ждать.

Наверное, список положительных качеств Галины Сергеевны будет бесконечным. НО он будет явно неправильным, если не указать одно из важнейших условий, положительной роли этих качеств, которые были важны мне при обучении.

Это я понял на одной из школ, где одна из «школьниц», сравнила Галину Сергеевну со Звездой, свет которой ведет нас за собой, освещая Путь. На это Шаталова ответила: « Я Вам не свечу, я только зажигаю факел..».

 

Вывод: пример Учителя должен быть только основой для поддержания силы ученика на пути самосовершенствования.

«Да будет свет Учителя над нами,

Да станет он сознанием твоим»

 

3.2.          Совместный труд.

 

Отличительная особенность школ Галины Сергеевны - организация совместной деятельности. Имеется в виду не только прослушивание лекций, бесед, выполнение индивидуальных задач, а совместный труд на общее благо. Например, на первой школе все ее участники были объединены в «восьмерки», группы по 8 человек для организации совместной деятельности. Обычно такая группа под руководством Галины Сергеевны готовила пищу для всех участников, участвовала в праздничных представлениях. Так происходило взаимообучение.

Впоследствии эта форма занятий совершенствовалась. В нашем клубе родилась традиция организовывать школы здоровья для взрослых и детей. Этот опыт, который был накоплен за 23 года работы клуба, является, на мой взгляд, ценным развитием методики Галины Сергеевны, тем более, что он полностью основан на принципах СЕО. В клубе уже есть несколько десятков семей, где жизнь и сотрудничество на основе принципов СЕО стали нормой. Ниже я приведу полностью главу из брошюры, освещающей опыт работы клуба в области сотрудничества детей и взрослых. Этот раздел, который так и назывался: «Взрослые и дети. Опыт содружества», был написан руководителем «детского сектора» Верой Тимофеевной Батуриной.

«Когда человек начинает задумываться о своем здоровье и прикладывать усилия в направлении собственного оздоровления, ему невольно хочется втянуть в орбиту этого движения и своих детей. Поэтому часто на школы здоровья приезжают семьями. В наше время большинством людей ощущается некоторая разобщенность, о чувстве коллективизма сложно говорить. Трудная жизнь подталкивает к разъединению (каждый за себя), хотя казалось бы, должно быть наоборот: объединившись, часто легче решать любые задачи.

Наши школы здоровья объединяют. Это чувствуют организаторы, об этом говорят на каждой школе и приезжающие к нам люди. Возможно, не имеет большого значения, ходит ли человек после школы в клуб каждую неделю или он встречается с друзьями несколько раз в год. Главное, что в его судьбе такая школа состоялась. И внутренне он это чувство единения всегда может вызвать в себе. Оно может согревать его очень долго. С ним легче жить, легче ладить с людьми, т.к. человек, осознавая себя частичкой большого и единого  целого, делается добрее.

Дети любят наши школы. Мы сами точно не знаем почему. Может быть, по ощущению какой-то свободы (не только внешней), может, оттого, что взрослые, окружающие их, сами расцветают, улыбаются, неизменно дружелюбно относятся ко всем. А для детей атмосфера свободы и радости драгоценна.

Ребятам на школах предоставляется такая же свобода, как и взрослым. Можно бегать по утрам, можно долго поспать, можно ходить в походы, можно ничего не есть в столовой, но грызть сушки, привезенные мамой, можно играть до упаду в футбол и нырять в прорубь, можно бегать босиком. Но если есть возможность полепить из глины или порисовать тушью - отчего же не попробовать (не так уж часто приходится заниматься этим дома). Здесь есть возможность проявить себя взрослым (даже если тебе 4-5 лет) и подежурить на кухне, участвуя в приготовлении еды на 70-80 человек, а перед ужином еще и выступить с танцем, песней, частушкой или смешной сценкой. Но можно и ничего не делать – замечаний не будет.

Отрезок времени в 10-12 дней, разумеется, небольшой. Его хватает, чтобы просто окунуться в Систему Естественного Оздоровления. Но наша школа – это просто толчок, а дальше человек идет сам и сам выбирает идти ли по этому пути или свернуть. Мы не претендуем ни на роль культработников, ни на роль туристов-инструкторов, ни художников-педагогов, ни на роль режиссеров-постановщиков. Мы ими и не являемся. Наша задача  - максимально показать ребятам, что жизнь вокруг полна ярких красок, что красоту Природы может чувствовать каждый, что человек неотделим от Природы. И чтобы жить ему без болезней, творя добро и радость вокруг, необходимо осознать единство всего живого на Земле. Чем ярче и глубже человек осознает это, тем своеобразнее и ярче будет его творчество.

Человек взрослеет только общаясь с взрослыми. А взрослеть хочется каждому ребенку. Можно помечтать о создании постоянной школы на базе нынешних, где и взрослые, и дети обучали бы друг друга и развивались в дружеском общении. Вот пример такого сотрудничества.

По утрам на школах можно наблюдать такую картину: с Константином Павловичем в одной группе (самой быстрой) бегут взрослые мужчины, убеленные сединами, двадцатилетние “дети” двухметрового роста, подростки 10-11 лет и совсем маленькие (лет по 7-8). Бегут в одном темпе, придерживаясь единого ритма, дышат только носом. Где еще такое увидишь? И все довольны друг другом и сами собой. А для маленьких какая радость чувствовать себя большим. И в прорубь нырять с дядями наравне – как приятно! А строить вместе плот или ставить лагерь – как ответственно! Вот оно – взросление. А вот когда детская команда одна бежит - потруднее. Приходится бег разнообразить играми типа “иголочка-ниточка”, приходится прыгать время от времени с пенька на пенек, петлять между деревьями, ходить по бревну (настоящему). Кто не проспал пробежку, получает подарок. Природа награждает нежно-лиловым восходом, заиндевевшим неподвижным лесом или первым хрустящим ледком у берега реки.

Как правило, после завтрака снова лес – небольшой поход к местным природным достопримечательностям. Независимо от погоды. Часто – с заданием, например, разведать дорогу для “Большого похода” (один день школы обязательно походный для всех), приготовить сюрприз-клад для взрослых, который должен быть найден по самодельно нарисованному абрису или по запискам, найти поляну и заготовить дрова для большого вечернего костра. Для городских ребят вот эта дообеденная часть нашей “школьной” жизни особенно важна, т.к. большинство детей не выезжает из города неделями и месяцами, тем более поздней осенью или ранней весной.

Чрезвычайно важным является воспитание в детях бережного, внимательного отношения ко всему живому. Осознание гармонии мира рождает ответственность. Не насори! Не нарушь! Не сорви! Мысль Порфирия Корнеевича Иванова о необходимости каждого человека занять свое место в Природе еще не осознана глубоко.

Прикоснуться к Красоте Природы – это замечательно. В походах есть одна цель - преодоление себя. Тяжело изнеженным непривычным телам ходить подолгу, да еще в модной неудобной обуви. Но приходится терпеть, потому что ты не один, а в группе.

Интересно было однажды наблюдать, как 5-летняя девочка в начале маршрута постанывала, а через 5-6 км, в конце пути, та же девочка пела песенки, щебетала как птичка, бегала вприпрыжку, забыв о “больных” ногах. Вот это преодоление. А преодоление себя изгоняет из человека страх и рождает уверенность в себе.

К нам приезжают дети разного возраста. И это очень хорошо. В разновозрастных группах процессы воспитания и самовоспитания идут легче. Это замечено давно и не нами. Можно привести хотя бы два убедительных примера: семья Никитиных и школа Щетинина.

Не надо думать, что в ребячьих занятиях участвуют только дети – взрослые тоже ходят в походы и увлеченно рисуют, лепят, мастерят. Так что наши группы поистине разновозрастны – от 1 мес. до 80 лет.

После обеда мы обычно занимаемся творчеством – лепим, рисуем, вырезаем по дереву. Разрисовываем кухонные доски, работаем с бумагой – поистине волшебным материалом, играем в разные игры, в том числе и интеллектуальные, иногда путешествуем мысленно по географической карте или смотрим на звездное небо. А между или параллельно с этими делами – футбол, народные игры, спортивные эстафеты – на свежем воздухе. По вечерам – сказки.

Обычно по окончании школы ребята готовят для взрослых небольшие самодельные сувениры. Поскольку наши школы именно школами называются, значит там учатся. Один из главных моментов учебы – самообслуживание, т.е. выполнение любых хозяйственных дел как детьми, так и взрослыми. Самый яркий пример тому “детский день”. Он является днем настоящей работы целый день. Завтрак, обед и ужин дети готовят почти самостоятельно – нагрузка не очень легкая, но радостная.

Каждая школа неповторима. Каждая запоминается чем-то своим. “Зеленый мыс” – катанием на санках с высоченной горы, очень весенней (в луже) прорубью, кукольным спектаклем “Теремок” (ребята сделали тряпичные игрушки), в котором жили куклы - организаторы школы здоровья. Тряпичные игрушки получились очень похожими на прототипов. Осенние “Искорки” – сбором грибов, облаком, “сидевшим” в воде пруда на восходе при совершенно безоблачном синем небе, великолепными работами ребят из природного материала. Весенние “Искорки”, как правило, самые многочисленные (до 130 человек) – всегда отличались очень приподнятым настроением, весельем, замечательными концертами, очень напряженной программой, когда хочется, чтобы в сутках было не 24 часа, а побольше. А рождественский выезд на “Изумруд” стал для нас традиционно- волшебно-сказочным. Открытая недавно “Романтика” принесла с собой нежные восходы и яркое великолепие закатов, загадочный еловый лес, снежный баскетбол…

Ну, и, конечно, лето! Два июля, проведенные на озере Иткуль, незабываемы по гамме ощущений. Там главенствует Природа – Вода, Воздух, Огонь, Земля. Особенно остро чувствуются стихии, когда спишь на земле, ешь кашу, приготовленную на огне, а вода плещется прямо у палатки. Незабываем и праздник Ивана Купалы, олицетворяющий соединение в человеке всех этих 4-х стихий. Венки из цветов со свечами, тихо-тихо уплывающие по черной глади мирно спящего озера, древние русские костюмы, прыжки через костер, воздушные полеты на качелях между двух огромных берез. И песня … И радуги, радуги, радуги … Как щедра Природа на летние краски – смотрите, восторгайтесь, творите и радуйтесь! Какое взрослое сердце не дрогнет от такого богатства впечатлений? Что уж говорить про детское?

Иткуль прекрасен в любую погоду, особенно, когда зарождается дождь где-то посередине озера или, когда грозовые зарницы полыхают то на востоке, то на западе, то с юга. Непередаваема мощь стихий.

В походы вокруг озера на 2-3 дня ходили, как правило, все дети и большая часть взрослых. И даже те, кто обошел за 2 лета вокруг озера 7 раз, открывают его заново для себя, открывают что-то новое – то гранатовый пляж, то древнее поселение, то вкусный малинник или клубничную поляну, или горку, с которой видно семь озер, или … что-то большее. Может быть, открывают самого себя.

Прочтя эту главу, кто-нибудь подумает: “Ну, это одни эмоции, а суть-то где работы с детьми, где методика?”

Откроем “страшную” тайну – методики нет. Она заключается только в одном: ребенок – человек, сколько бы ему ни было лет, и общаться с ним как с равным не только на словах – это очень трудная методика. Ко всему в мире надо относиться бережно. А к маленькому росточку на тоненьком стебельке с нежными листиками – бережно вдвойне.

Хочется сказать спасибо Галине Сергеевне за тот толчок первых школ, который привел к образованию нашего сообщества. Спасибо и низкий поклон».

 

3.3.          Самостоятельность

 

Как-то, отвечая на вопрос о воспитании детей, Галина Сергеевна сказала, что женщине приходится рвать пуповину в жизни во взаимоотношениях с детьми 3 раза. Первый раз естественно после рождения. Второй – когда ребенок создаёт собственную семью, и. наконец, третий, когда появляются внуки. Главная цель этого болезненного действия не растить иждивенцев, не привязывать к себе кого бы то ни было.

Так, примерно, Галина Сергеевна учила и меня, и моих друзей по клубу здоровья. Я уже рассказывал один эпизод, касающийся обучению методике бега. Приведу другой.

Это случилось во время четвертой школы здоровья, которую мы совместно с друзьями организовали на одной из баз в Свердловской области. Мы собрали на базе около 100 участников из 12 городов страны, подготовили все необходимое для школы и, конечно, пригласили Галину Сергеевну. Она должна быть приехать к самому началу школы. Но нашим ожиданиям не суждено было сбыться. Я вернулся в Свердловск и позвонил в Москву. Галина Сергеевна ответила, что в Москве был сильный снегопад, и вылет отложили, а она сдала билет. Она попросила нас не беспокоиться и сказала, что обязательно приедет. Она говорила о том, что мы уже все умеем, что нужно только помогать друг другу.

И мы работали: проводили гимнастику, бег, организовали купание в проруби, походы в лес и, конечно, кормили всех целебной пищей. Вошли в практику вечера песни, спектакли. Тогда на  школу приехали дети, с которыми мы тоже организовали занятия. А вот лекции мы читать еще не умели. Мы вынуждены были устраивать своеобразные семинары по обмену опытом, на которых у некоторых из нас проявились ораторские способности. Например, наш врач Андрей Щинов прочитал лекцию по физиологии пищеварения (хочу отметить, что такие разъяснительные лекции он читал для своих друзей из «восьмёрки» уже на первой школе). Но все-таки на некоторые лекции мы спешно пригласили профессионалов: врачей, философов, даже батюшку.

Так продолжалось в течение десяти дней. Провожу утром занятия, еду в город, чтобы позвонить в Москву, получаю ответ: « Все будет нормально». Но Учитель не приехал, не приехал даже на публичную лекцию, на которую собралось около 800 человек.

Школа прошла впервые без руководителя. Хорошо ли, успешно ли? Судить ее участникам. Некоторые про меня говорили: «Обманщик. Знал, что она не приедет, а скрывал от всех. И как ловко скрывал!…». Сейчас я понимаю, что тогда мы приобрели бесценный опыт сотрудничества, опыт самостоятельной работы.

Самое интересное, что этот опыт самоорганизации  мы опробовали случайно на участниках школы. Родилась интересная традиция – день самоорганизации, когда никто не будит на зарядку, не проводит бег. А получилось. Многие пробудились самостоятельно, среди группы нашлись организаторы, которые по всем правилам провели бег. Организовали гимнастику, а мы с радостным, замирающим сердцем следили за происходящим из-за сугробов.

Какой опыт я приобрел на этой школе? Чему она меня научила?

1. Осознание ответственности. Знаете, когда я вышел в зал, где ожидали встречи с ШАТАЛОВОЙ (!) около 800 человек и сказал, что лекция все равно состоится, для тех. кто пришел что-нибудь узнать о СЕО, о нашем клубе, я почувствовал огромную ответственность за дело, которое мне негласно поручили.

2. Понимание сути, необходимости и эффективности сотрудничества. Анализируя опыт этой школы и последующих школ, лекций и бесед с Галиной Сергеевной, я сделал вывод о том, что настоящий Учитель тот, кто при всей глубине своих знаний способен оставаться как бы свидетелем духовного роста Ученика. На самом деле он является талантливым режиссером, способным активизировать деятельность ученика на раскрытие собственных способностей. Он способен создать основу для творчества, позволяющую ученику развиваться без наставлений, тренингов, рекомендаций и корректур. Но самое главное – он не делает ученика средством реализации своих задач. Они со-трудничают, взаимно дополняя друг друга.

Если же в это Со-Трудничество вливается коллектив единомышленников, то каждый, реализуя свои творческие возможности, выходит из мира иллюзий в реальный мир, лишенный искусственности, где постигается истинный смысл жизни.

 

«Единство — смерть для личных завихрений.

 Единство — жизнь для высшего в тебе.»

 

3.4.           Воля, как свободный выбор

 

«Вставай и поднимайся и иди.

Единственно реален только Путь.

Паденья, отступленья — временно́е

Простор зовет, и Жизнь тебя зовет

В своих книгах Галина Сергеевна называет современников, ведущих традиционный «противоестественный»  образ жизни «пленниками инерции» и «заложниками цивилизации». Тем же, кто желает быть здоровым она рекомендует запастись  терпением и волей на всю жизнь.

Какую же роль играет воля в освоении принципов СЕО? Большинство считает, что воля  - это способность, преодолевая свои слабости, быть последовательным в освоении этого аскетического (по их мнению) образа жизни.  По моему мнению, Воля – это свободный выбор разумного человека. Для этого человеку нужно сочетание двух факторов: внешние условия и желание человека. Внешние условия были созданы нами на школах, все остальное было только за человеком. Однако мой двадцатилетний опыт работы в клубе показал, что далеко не всегда, даже при наличии благоприятных обстоятельств, человек способен пойти на этот свободный выбор.

Человечество стоит на распутье: либо здоровая, полноценная жизнь, либо жизнь в соответствии с прихотями, которые ведут его к болезням. Почему же большинство по принципу свободного выбора идут по второму пути?

В своих книгах Галина Сергеевна называет таких людей заложниками цивилизации и предлагает тому, кто хочет, изменить положение. Вот как она  формулирует задачи в своей книге  «Выбор пути»: «Нужны доста­точный уровень знаний и духовности, элементарная воля, чтобы суметь противостоять инерции традиционного и, добавлю, порочного образа жизни, который несравнимо опаснее алкоголизма, курения и других форм наркома­нии. Алкоголик и наркоман хотя бы сознают, что они больны, что их пристрастия противоестественны».

Теперь, по прошествии 23 лет, я сделал для себя по этому поводу ряд выводов:

1. Большинство из тех, кому предоставляется такой выбор, сразу не идут по пути СЕО, объясняя это следующими причинами:

1.1                         Мне это не нужно, т.к. я здоров (это для больных, для тех кого «приперло к стенке»);

1.2                         Это очень сложно, но можно взять только какую-то часть;

1.3                         Жизнь коротка, и от нее нужно получить удовольствие, а здесь предлагается аскетический образ жизни (отказ от удовольствий не по мне);

1.4                         Здесь нужна сильная воля, а у меня ее нет;

1.5                         Не нахожу поддержки среди друзей, родственников.

2. Большая часть из тех, кто принял решение во время лекции начать жить по-новому, не идут дальше желания по следующим причинам:

2.1                         Проснувшись утром, откладывают «на потом»;

2.2                         «Подсчитав» ресурсы: время, условия жизни, деньги, говорят, что «не потянут» т.е. начинают рассуждать, не начав действовать;

2.3                         Если начинают действовать, быстро «устают», не получив результат сразу;

2.4                         Увлекаются другой «модной» системой.

  1. Значительная часть из тех, кто жил в соответствии с принципами СЕО и получил положительные результаты, возвращаются к прежнему образу жизни по следующим причинам:

3.1                           Поправили здоровье и решили, что пора снова пожить «в свое удовольствие»;

3.2                           Изменились жизненные приоритеты, условия жизни;

3.3                           Выбирают другой (свой) путь.

  1. Интересно, что практически никто из тех, кто понял основные принципы СЕО, не считает ее негативной практикой жизни.

 

ВЫВОД:

Изучение СЕО – не самоцель, а средство решения какой-то важной жизненной задачи.

 

Я тоже несколько раз пытался забросить это занятие (изучение) СЕО, однако вновь и вновь возвращался. Почему?

Во-первых, почему хотел забросить?

Да на меня время от времени действительно «давил» почти весь комплекс тех причин, что были названы выше, но это не главное. Главное – это разочарование. Его можно сравнить с ситуацией, когда работа сделана и получен хороший результат,  и возникает закономерный вопрос: «А что делать дальше?»

Ну а если результат не получен? И его не с чем сравнить?

Теперь я думаю, что те, кто выбрал систему как метод оздоровления, наверняка получают положительный результат и поэтому верят в ее достоверность? А если я, начав этот путь, практически не болел? Тогда зачем изучал? Может быть, моей целью было желание таким образом стать здоровее всех «ребят из нашего двора»? И тем самым возвыситься? Или получить статус инструктора ЗОЖ и учить людей? А может быть обрести сверхвозможности и поражать ими всех вокруг? Может быть? Конечно. И в этом случае, я думаю, всех, кто хотя бы подсознательно примет эту цель обязательно ждет разочарование.

А почему же я возвращался?

Во-первых, потому что видел живой пример Г.С. Шаталовой и моих друзей.

Во-вторых, совместная творческая деятельность с единомышленниками из клуба («Совместный труд – вот лучшее лекарство от всяких дум, мешающих тебе, от спотыканий и сомнений разных»).

Но наиболее важная причина: смена уровня ценностей и в первую очередь смысла, цели занятий по освоению системы.

Это не болезнь и ее преодоление, хотя преодоление болезни, безусловно, и важно.

Это не совершенство тела, хотя это и необходимое условие совершенствования.

Вероятнее всего – это формирование умения жить радостно. Непередаваемое стремление и умение находить (ощущать радость) во всех жизненных ситуациях и, особенно, в творческом благотворном труде. Именно через радость, постигая мудрость жизни.

Я часто на занятиях повторял строчки стихов Валентина Сидорова:

«Твой путь не упражнения над телом (хотя о теле должен помнить ты).

Твой Путь не подавление желаний. Не аскетизм (хотя свои желанья ты должен твердой воле подчинять).

Твой Путь другой – духовным озареньем ты должен все в себе преобразить!».

 

И ощущая себя каждый раз на вершине Радости познания, начинаешь понимать, что обязательно нужен тот, с кем этой радостью можно поделиться и замечаешь, что это далеко не просто. Чем больше погружаешься в это познание радости, тем меньше встречаешь людей, умеющих это состояние понять.

И в этом мне на всех этапах моих открытий и сомнений огромную помощь оказывала Галина Сергеевна. Всегда, завершая какое-либо дело, я спешил поделиться с ней своими открытиями. Как приятно было слышать в трубке знакомый голос, говорить и чувствовать, что тебя слушают (хотя, я думаю, забот у Г.С. всегда «полон рот»). И всегда в конце разговора фраза или совет, наводящий на размышления. Итог – новая радость открытий, как бы толчок к новому этапу самопознания. Следующий шаг – к людям – чтобы поделиться, но не со всеми, а только с теми, кто готов принять («Поделись улыбкою своей…»).

Но иногда, когда начинаешь делиться самым сокровенным, вдруг пронзает жгучая, как холодный поток мысль – ТЫ ОШИБСЯ.

Однажды бомжи сожгли нашу дачу. Я ее построил своими руками и далась она мне в общем-то нелегко. Наша семья каждое лето жила на этой даче. Я звоню Галине Сергеевне, рассказываю о своём горе. И что слышу в ответ? – «Нужно подумать стоит ли дальше работать с тобой. Ты слишком много внимания уделяешь своим личным проблемам и забываешь о главном….».

Только спустя несколько дней, я смог понять к чему этот разговор. Важно знать своё предназначение. После этого мы серьезно занялись развитием нашего клуба.

А что дача? Со временем вместе с друзьями восстановили и ее.

 

Вывод. В освоении системы и вообще в начале любого самостоятельного дела важнейшее значение имеет воля ученика. Но это не та воля, когда ты заставляешь себя вопреки всему делать свое дело. Нет. Это свободный выбор Пути развития, на основе знаний, личного опыта. При этом очень важное значение имеет та воля, которую дает ученику учитель. Он должен уметь направить ученика на этот путь свободного выбора, т. е. в нужный момент дать знания - толчок к осознанию верного направления. На мой взгляд,  Галина Сергеевна в совершенстве этим владела. 

 

  1. 5.     Мои ошибки.

 

Были и ошибки. Так вот, именно они и стали для меня наиболее важными уроками.

Мои главные, постоянные ошибки были связаны с желанием сделать по-своему, лучше, чем Учитель. Особенно они стали проявляться, когда мы самостоятельно провели уже несколько школ. Когда стало получаться что-то «своё». Этому с одной стороны способствовали, так называемое «общественное мнение», а  с другой стороны, занятия у других учителей: психологов, восточных учителей (Ци-гун, У-шу, Тайдзи, Йоги), чтение литературы. Появились навыки коллективной работы.

В ходе совместной работы всегда есть место недовольству. Часто мы видим недостатки в деятельности других. Мало-помалу, такие недостатки мы стали замечать и у Галины Сергеевны. Особенно этому способствовали разговоры «по душам» с участниками школ, другими инструкторами, которые критически оценивали организацию школ здоровья, кажущийся недостаток внимания к себе. И вместо работы над собой начинается пустая брань, иногда внутренний бунт, протест. Так, например, случилось на первой школе в Кисловодске, когда я отказался от предложения продолжить работу в школе в качестве инструктора в горах Кавказа. Так было и в Крыму, когда мы, трое инструкторов из Екатеринбурга, пришли к Галине Сергеевне с предложением провести прощальный праздничный ужин. Мы хотели организовать все «по-нашему», другими словами показать, что «МЫ, мол, тоже кое-что можем!». Праздничный ужин состоялся, но не по-нашему сценарию, а значительно проще и интереснее. Я потом удивлялся: «Почему Галина Сергеевна все это терпела?». Теперь я понимаю, что это ее терпение и есть главный урок для меня.

Вот как Галина Сергеевна указывала мне на мои ошибки:

1)     Своим личным постоянным совершенствованием, новыми экспериментами, при каждой новой встрече поражая меня и моих друзей широтой и глубиной поиска;

2)     На школах мне поручалась всякая работа: от проведения занятий, до закупки продуктов на рынке и работы в качестве грузчика.

3)     Разговорами на темы, позволяющие мне увидеть  новые горизонты совместной работы и понять, что то, что достигнуто – это только начало Пути.

А что в результате:

-                                 развитие клуба;

-                                 формирование новых методов работы;

-                                 навыки совместного труда с друзьями по клубу,

-              а самое главное – смирение, воспитание терпения и терпимости и как результат - новый поиск, новые открытия.

 

Вывод. Воспитание терпения и терпимости – вот важнейшие задачи учителя. Но этот труд благотворен, только при решении реальных жизненных проблем, только благодаря личному примеру. Здесь не помогут ни разговоры, ни психотренинги.

 И еще. Очень важно сделать из случившегося правильный вывод: «Нет неудач, а есть ступени духа

По коим ты, карабкаясь, идешь…» 

 

6. Уроки

 

Одно из определений этого слова в словаре В.И. Даля – срочная задача ученику или рабочим, причем отмечается, что после выполнения этой работы люди свободны.

Уроки, в ходе моей учебы были самые разные. Интерес к ним также проявлялся по-разному. По мере изучения системы изменялась форма, содержание уроков и мое к ним отношения. Действительно, если первоначально целью уроков было постижение некоторых принципов жизни по СЕО, то впоследствии было постижение сути миропонимания, осознание своей роли в мире, своего предназначения. Одно чаще всего проявлялось постоянно – это восприятие каждой беседы, лекции, разговора, как наказ, своеобразное задание. Иногда это мог быть ответ на вопрос, заданный давно самому себе.

Уроков было дано достаточно много. По форме это были и лекции, и короткие беседы как наедине, так и в группе, и целые школы-семинары, и даже короткие фразы, произнесенные как бы между прочим, во время прогулки, телефонных разговоров и т. д. Безусловно все эти уроки вспомнить невозможно, нельзя также сказать какой из них был наиболее значимым. Иногда короткая беседа, проведенная  где-нибудь в электричке, была важнее целой школы (бывали иногда школы, на которых приходилось беседовать лично с Шаталовой 1-2 раза за 10 дней). Например, в одной из бесед Галина Сергеевна произнесла такую фразу: «Главная мысль говорится как бы между прочим…». Я тогда подумал, что вот такой она и должна быть эта главная мысль – она должна наводить ученика на размышления.

За время моей учебы мне посчастливилось принять участие в 9 школах-семинарах Галины Сергеевны, причем в 6 в качестве инструктора. Три месяца в Москве я по воскресеньям проводил вместе с ней занятия, прослушал много лекций, но, как правило, в памяти оставались лишь некоторые яркие примеры личного опыта, личных открытий, а также уроки-напутствия, которые определяли программу развития на месяц, год и даже более. Некоторые из них в последствии стали моими жизненными принципами. Например, коллективное творчество, ставка на личный творческий опыт, знания нужно заработать.

 

Главный итог моих уроков: нет предела духовного роста, как нет пути назад для того, кто осознал, что он в Пути.

«Твой путь начался в страхе и сомненье.

Но он начался. И теперь ничто

Остановить тебя уже не может…»

 

 

  1. 6.     В поисках ответа на главные вопросы

 

«Должна быть тайна, но должна исчезнуть Таинственность.

Она людей коробит,

Стремящегося может оттолкнуть.

Поэтому и говорится: простота,

Открытость и доступность — твой девиз.

Ты не над всеми.

Ты, мой друг, со всеми» (В. Сидоров)

 

Один вопрос меня беспокоил все эти годы с момента встречи с Галиной Сергеевной – «Достоин ли я внимания к себе столь высокообразованного человека, чем обусловлена возможность столь близкого и доверительного общения?». Может быть тем, что я немного похож на сына Галины Сергеевны, или тем, что стараюсь быть преданным общему делу? Но неужели среди сотен ее учеников не нашлось более достойного? Тем более, что в отношении знаний в медицине я абсолютный нуль.

Все эти годы я стремился найти среди учеников и пациентов Галины Сергеевны того, кто ведет подобную моей работу где-нибудь в другом городе, найти аналогичный клуб, чтобы поделиться опытом. Но пока ничего не получилось. По-моему таких клубов как наш клуб «ВИТА» больше нет, а жаль. Я все-таки  очень хочу, чтобы эта система нашла дорогу к сердцам и умам многих людей в нашей стране.

На деле очень многие, познакомившись с Системой, забывают о её авторе.  Более того, я заметил, что организаторы движения за ЗОЖ по мере своего развития с годами прекращали такие контакты с Учителем, и даже исцелившиеся больные забывают о них.

Некоторые друзья (ученики) Галины Сергеевны, очень преданно служат делу, но клуб создать не сумели. Значит о чем нам с ними говорить? В лекциях Галина Сергеевна упоминает об этих «других» клубах, но пока никакие контакты не состоялись. Так значит делиться опытом не с кем, и учиться опять приходится только на собственном опыте.

А как же те сотни и тысячи участников школ-семинаров Шаталовой? Кто же из них стал ее истинным последователем и учеником? Опять нет ответа, т.е. я их почти не знаю. Даже из сотен Уральцев, побывавших на школах, единицы стали достаточно развитыми последователями системы. Причем они сами явно не считают себя учениками, а некоторые мне посоветовали: «Держись от Цезаря подальше!». Я, конечно, хорошо понимаю сколь высока ответственность быть учеником Шаталовой. Мне знаком закон – чем выше Учитель, тем труднее это для Ученика («Чтобы стать учеником Христа, надо быть Апостолом» - Г.И. Гурджиев).

Я видел среди своих друзей более достойных внимания Учителя, более способных в учебе, имеющих больший жизненный опыт и запас знаний. Почему же остался я?  Может быть Галина Сергеевна, как истинная мать уделила больше внимания самому слабому ребенку в семье? А может быть врожденное чувство верности делу и постоянство устремлений помогли мне? Не знаю. Но думаю, что те, более достойные, чем я, тоже являются учениками Галины Сергеевны, только они, как более способные быстро усвоили Урок (школы, лекции, беседы) и пошли дальше своим путем, обогатившись до нужного уровня. Мне же просто посчастливилось ввиду ограниченности способностей так долго учиться. Ну, и, слава Богу!

Так вот, очень важное качество Учителя я заметил у Галины Сергеевны – не привязывать к себе никого, т. е. не решать за человека (ученика, пациента) его задачи, не давать готовые рецепты.

Еще одно наблюдение. В Кисловодске Галина Сергеевна поручила своей пациентке Елене, хорошо освоившей закаливание, поделиться своим опытом с участниками школы. Лена отказалась, так как считала, что она приехала сюда завершать лечение. В Алуште на подобной школе аналогичная задача была поставлена перед Юрой. Он каждое утро вставал в 5 утра и проводил свои занятия. Он как-то спросил меня, почему Галина Сергеевна так поступает? Я тогда предположил, что это отличная возможность обогатить свой опыт, а самое главное обрести здоровье.

Так вот, с тех пор Юра много лет каждый свой отпуск проводил в школах, от души делился своим опытом.

 

Вывод: Галина Сергеевна старалась дать ученику возможность тут же отдать то, что получил, т.е. передать свой опыт другому.  Г.И. Гурджиев так сказал по этому поводу: «То, что человек получил, он должен немедля отдать, лишь тогда он сможет получить большее, иначе у него будет отнято даже то, что уже было дано…».

 

Наверно главное, что за эти годы Галина Сергеевна передала мне - это способность и желание видеть, чувствовать, понимать людей, а значит просто любить. И передавать я должен всем своим близким друзьям именно это чувство, чувство искренней человеческой любви. И надеюсь, что это чувство сторицей вернется благодарностью нашему Учителю Галине Сергеевне Шаталовой.

 

 

Константин Порожский, председатель Совета Региональной общественной организации «Клуб здоровья «Вита»

 

 

Есть 6 коммент. к сообщению: “Как я учился. Заметки об Учителе.”

  1. Татьяна пишет:

    Написано очень искренне, спасибо. Надо будет вернуться и все внимательно перечитать.

  2. Искандер пишет:

    Как Замечательно, что на Земле Встречаются такие Учителя, как Галина Сергеевна Шаталова!

  3. Наталия пишет:

    Спасибо, что рассказали о Галине Сергеевне Шаталовой, о человеке, который помогал другим людям.

  4. Сергей пишет:

    Для меня все это ново, но теперь захотелось побольше узнать. Спасибо за статью.

  5. Елена пишет:

    Побольше бы таких учителей как Галина Сергеевна Шаталова!!! А вам спасибо за интереснейшую историю!:-)

  6. Мне очень понравился стиль изложения. Проникновенная личная история плюс четкие конкретные выводы на каждом шагу. Как яркая черта, что подытоживает твою мысль.

Написать комментарий